«Ақмола облысы білім басқармасының Бұланды ауданы білім бөлімі Шұбарағаш ауылының жалпы орта білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа села Шубарагаш отдела образования по Буландынскому району управления образования Акмолинской области

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

экологиялық сағат

09.10.2020

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

КЛАССНЫХ ЧАСОВ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-11 КЛАССОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нур-Султан, 2020

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

«Самая большая ценность в мире — жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении - и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.» 

Д.С. Лихачёв

 

В настоящее время экологические знания приобретают особенную значимость как в мире, так и в нашей республике. Под влиянием человеческой деятельности в природе происходят глобальные изменения.  Появляются всё новые и новые очаги экологических бедствий, многие виды растений и животных находятся под угрозой исчезновения. Почему люди так варварски относятся к природе, к миру, частью которого они сами являются? Зачем срывают цветы и убивают животных ради забавы? Почему среди нас есть люди, которые мучают собак и издеваются над беззащитными кошками? Человек основное свое воспитание получает в семье. Но огромную роль в формировании личности играет образование.

Программа классных часов по экологическому образованию для обучающихся 1-11 классов (далее – Программа) разработана в помощь классным руководителям. Она включает три вполне законченных и взаимоувязанных блока, которые соответствуют первой (1-4 класс), второй (5-8 класс) и третьей (9-11 класс) ступеням обучения.  Каждый блок содержит комплекс экологических знаний, доступных для понимания учащимися разных возрастных групп.

Целью Программы является формирование интегрированной системы экологического образования с учетом индивидуальных качеств личности обучающихся на разных этапах обучения и воспитания.  

Программа ставит перед собой задачу не только  дать экологические знания, но прежде всего, привить любовь и бережное отношение как к живой природе в целом, так и каждому живому существу, которое имеет такие же права на жизнь, как и человек. Программа шаг за шагом учит ребенка любить, любить себя, своих близких, весь мир и каждую травинку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

І БЛОК. ПРОГРАММА КЛАССНЫХ ЧАСОВ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ «АЗБУКА ЮНОГО ЭКОЛОГА»

 

1. Общие положения

 

1. Программа классных часов по экологическому образованию для обучающихся 1-4 классов «Азбука юного эколога»   (далее – Программа) разработана на основе интеграции различных областей знаний (естественно-научных, гуманитарных, обществоведческих) и направлена на создание условий для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, ее целостного восприятия, для воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

Воспитывающая функция программы классных часов заключается в формировании у младших школьников потребности познания окружающего

мира и своих связей с ним, гуманного отношения к природе, к живым существам, воспитании чувства полной гармонии с природой и человеческим обществом, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил. 

Деятельностный подход к разработке содержания классных часов позволяет обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера, уделять внимание ситуациям, где ребенок должен учиться различать универсальные и утилитарные ценности.

Программа направлена на формирование и развитие у младших школьников знаний, умений и навыков по экологическому образованию, получение основ экологической культуры, развитие наблюдательности, любознательности, гармоничного, чуткого восприятия окружающего мира.

2. Продолжительность классных часов составляет в каждом классе 9 часов в год.

          1 класс –  «Первые шаги в экологию» (9 часов);

         2 класс – «Я познаю природу» (9 часов);

3 класс – «Путешествие в мир экологии» (9 часов);

4 класс – «Познавательная экология» (9 часов).

3. Программа предусматривает интерактивные формы обучения: беседы, познавательные игры, викторины, экскурсии, практическую работу, наблюдение, опыт, моделирование, просмотр видеофильмов, эко-квесты, конкурсы, тренинги и другие.

 

2. Цель, задачи и ожидаемые результаты Программы

 

4. Цель Программы - формирование основ экологической грамотности, культуры и ответственности.

5. Задачи Программы:

1) развитие у младших школьников эколого-эстетического восприятия окружающего мира, формирование бережного отношения к окружающей среде;

 2) информирование младших школьников об экологической ситуации в своей местности,  стране, области, городе и мире, и о влиянии ее на здоровье людей;

3) развитие четких представлений о нормах и правилах поведения человека на природе и применение их в своей жизнедеятельности; изучение народных традиций, отражающих отношение человека к природе;

4) формирование потребности использовать свои интеллектуальные и практические умения для улучшения экологического состояния природы;

5) изучение закономерностей природных явлений, единства неживой и живой природы, взаимодействия природы, общества и человека;

6) воспитание ответственного отношения к собственному здоровью и жизни;

7) привитие экологически-ориентированных ценностей;

8) вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения;

9) развитие устойчивого познавательного интереса к миру природы.

6. Ожидаемые результаты

Обучающиеся получат знания о:

связи между человеком и природой;

экологической ситуации, ее влиянии на жизнь и здоровье людей;

исчезающих растениях и животных своей местности;

правилах поведения на природе.

Обучающиеся получат навыки:

работы со справочной литературой;

наблюдения за природными явлениями, а также за обитателями местной фауны;

изготовления кормушек для птиц;

правильного поведения на природе;

оформления результатов и подведения итогов своей деятельности.

Обучающиеся сформируют в себе:

любознательность;

усидчивость;  

позитивное, ответственное отношение к природе, животному миру и своему здоровью;

понимание важности самоорганизованности и получения непосредственного опыта коллективной творческой деятельности;

ответственное отношение к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды.

 

 

 

 

3. Тематическое планирование

 

1 класс (9 часов)

«Первые шаги в экологию»

 

Месяц

Тема

Форма проведения

Количество часов

1

 

Сентябрь

 

Мир, который нас окружает

Классный час -виртуальная экскурсия «Природа и мы»

1

2

 

Октябрь

 

Связь человека с окружающей средой

Классный час  -игра-викторина «О чем поведала Табиғат Ана»

1

3

 

Ноябрь

 

Гигиена школьника

Основные заповеди гигиены

Классный час -

«Если хочешь быть здоров…»

1

4

 

Декабрь

 

Режим дня – главное в сохранении здоровья

Классный час «Я и мое здоровье»

1

5

 

Январь

 

Вода – основа жизни

Классный час -«Путешествие капельки»

1

6

Февраль

 

 

Растения - составная часть природного окружения

 

Классный час -«Удивительный мир растений»

1

7

Март

Знакомство с Красной книгой

Классный час -«Сохранить и приумножить»

1

8

Апрель

Родина комнатных растений

Многообразие цветковых растений

Классный час -«Удивительный мир комнатных растений»

1

9

 

Май

 

Формирование экологического поведения в природе

Классный час -«Азбука поведения в природе»

1

Итого

9

 

2 класс (9 часов)

«Я познаю природу»

 

 

Месяц

Тема

Форма проведения

Количество часов

1

Сентябрь

Школа юных экологов

Классный час -

«Наблюдение - важное умение»

1

2

Октябрь

Значение воды в природе и жизни человека

Классный час -«Вода - ты жизнь!»

1

3

Ноябрь

Животный мир Казахстана

По следам снежного барса         

 

Классный час -«Ирбис - владыка снежных вершин»

1

4

Декабрь

Растительный мир Казахстана

Классный час –

«Ель и всё вокруг нее»

1

5

Январь

Ботанические сады и зоопарки как места сохранения редких видов животных и растений

Классный час -

виртуальная экскурсия «Сохраним и приумножим»

1

6

Февраль

Мусор – экологическая проблема наших дней

Классный час -

 «Мы с природой дружим - мусор нам не нужен»

1

7

Март

Солнце и его влияние на Землю

Классный час -«Золотое колесо»

1

8

Апрель

Времена года в красках и звуках родной природы

Классный час -«Ищем, смотрим, наблюдаем!»

1

9

Май

Каникулы.

Охрана жизни и здоровья

Классный час -«Азбука поведения на природе»

1

 

Итого

9

 

 

 

3 класс (9 часов)

«Путешествие в мир экологии»

 

 

Месяц

Тема

Форма проведения

Количест

во часов

1

Сентябрь

Природа - источник сил и вдохновения

Классный час -

«Я и природа.  Мои летние впечатления о…» рассказы-зарисовки учащихся

1

2

Октябрь

Экология жилого дома

Классный час - «Мой экодом и все, что в нем»

1

3

Ноябрь

Водоемы в природе и жизни человека

Классный час -

«Край рек и озер. Круговорот воды в природе»

1

4

Декабрь

Загрязнение среды как глобальная проблема

Классный час -«Чистая планета начинается с меня!»

1

5

Январь

Я и мое здоровье

Основные заповеди гигиены.

Классный час -

«Личная гигиена –чистота - здоровье»

1

6

Февраль

Тело человека

 Рост и его развитие

Классный час -«Тайны вокруг нас»

1

7

Март

Эмоциональное здоровье
Можно ли обойтись без эмоций

Классный час -«Эмоции, здоровье, красота»

1

8

Апрель

Здоровье в движении

Классный час -«Зарядкой зарядись и улыбкой поделись!»

1

9

Май

Знания правил   дорожного движения – основа безопасности на дорогах

Классный час -«Соблюдая ПДД - не окажешься в беде»

1

Итого

9

 

 

4 класс (9 часов)

«Познавательная экология»

 

Месяц

Тема

Форма проведения

Количество часов

1

 

Сентябрь

 

Жизнь на Земле Эпохи развития Земли

Классный час -«Возникновение жизни на Земле»

1

2

 

Октябрь

 

Неизведанные уголки нашего края

 

Классный час -«Сохранить природу - сохранить жизнь»

1

3

 

Ноябрь

 

Разнообразие животных на планете Земля

Классный час -

«В мире животных»

1

4

Декабрь

Жемчужины Казахстана

По страницам Красной книги

Классный час -

«Аққу - тотемное животное казахского народа»

1

5

Январь

Пресноводные животные и растения

Классный час -

«Богат и прекрасен наш край...»

1

6

Февраль

Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов

Классный час -

«Живи, земля!»

 

1

7

 

Март

 

Околоводные птицы

Птицы – помощники человека

Классный час -«Розовое чудо - фламинго»

1

8

 

Апрель

 

Многообразие пернатых

Классный час -

«Птицы-наши друзья»

1

9

 

Май

 

Экологический календарь – зеркало нашей экологии

Классный час -

«О чем рассказывает календарь»

1

Итого

9

 

 

4. Содержание Программы

 

7. 1 класс. Программа «Первые шаги в экологию» раскрывает ряд вопросов об окружающей среде человека, животных и растениях. В ходе ее реализации формируется интерес у обучающихся к обьектам природы, желание помогать и заботиться о птицах и домашних питомцах, стремление следовать правилам на природе и в обществе. Обучающиеся учатся видеть, слышать, наблюдать природу, развивают представления об элементарных физических явлениях, знакомятся с  понятиями оптики - отражением световых лучей, когда они становятся видимыми, изучают природное происхождение некоторых красок.

8. 2 класс. Программа «Я познаю природу» раскрывает понятие об экологии, основных этапах развития природы. Обучающиеся знакомятся с природой как домом диких растений и животных, изучают правила поведения, которые необходимо соблюдать на природе, методы работы на природе, учатся выбирать объекты наблюдения; отвечать на вопросы: «Что наблюдать?», «С какой целью?», «Где, в каких условиях?», «Каким образом выполнять наблюдение?». Изучают взаимосвязи в природе путем наблюдения. Используют оборудование, необходимое для выполнения наблюдений: полевой дневник и простой карандаш для записей; приборы и инструменты (компас, лупа, бинокль, микроскоп); энциклопедии, атласы и др. В ходе проведения классных часов приобретают качества, которые необходимо развивать юному исследователю природы.

9. 3 класс. Программа «Путешествие в мир экологии» направлена на изучение биологического разнообразия (видов и экосистем) как условие сохранения экологического равновесия на планете, изучение взаимосвязей между растениями и животными в лесу, на лугу, в водоеме, окружающего мира, места и роли человека на Земле, формирование системы нравственных ценностей, активной личной позиции. Обучающиеся учатся выявлять наиболее характерные признаки внешнего строения различных видов деревьев (тополь, дуб, береза, липа, яблоня, ель), знакомятся с элементами ландшафтного дизайна, наблюдают за комнатными растениями, за домашними питомцами (в сельской местности - за домашними животными). Программа предполагает знакомство детей с основными принципами рационального использования природных ресурсов.

10. 4 класс. Программа «Познавательная экология» направлена на развитие экологической культуры детей через изучение экологических вопросов, методов работы с экологическим календарем в форме путешествия детей по разным месяцам  года для расширения кругозора обучающихся, формирования представления детей о том, что природа – это наш общий дом. Программа направлена на воспитание у детей бережного и разумного отношения к использованию всех природных ресурсов планеты, формирование представлений об эффективном энергопотреблении и энергосбережении, рациональном использовании источников питьевой воды, об экологии человека — науке, изучающей взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды. Программа также направлена на  развитие у детей умений работать в группе, сотрудничать и  вырабатывать единое мнение.

         11. Результативность работы по программе выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей, в конце учебного года проводится анкетирование обучающихся, педагогов и родителей.

Формы подведения итогов и результатов реализации Программы: ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.

 

 

5. Список литературы

 

1. Окружающая среда. Энциклопедический словарь-справочник. - М., 1993 - 640 с.

2. Цветы в вашем доме. Агеева Г.А., Лаврова К.Г. - Петрозаводск., 1992. -174 с.

3. Практикум по экологии. Алексеев С.В. и др. - М., 1996. - 192 с.

4. Экология. Алексеев С.В. - С/П., 1999. - 240 с.

5. Атлас комнатных растений. - М., 2005. - 432 с.;

6. Школьный экологический мониторинг. Ашихмина Т.Я. -М.,2000.-388 с.

7. Путешествие с домашними растениями. Верзилин Н.М., М., 1951.-348 с.

8. Особенности экологического образования молодежи в Республике Казахстан. Нургабылова А.Ш.ж. «Наука об образовании».

9. А. Бейсенова, Ж. Шилдебаев «Экология» учебник для 9 класса. Алматы: Мектеп, 2005.

10. Цветы в комнате и на балконе. Тавлинова Г.К. - Л.,1982. -192 с.

11. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. -2 -е изд. - М.: Просвещение, 2010.

12. М. К. Гильманов, Л. У. Абшенова, А. Р. Соловьева «Биология» учебник для 9 класса. Алматы: Атамұра, 2005.

13.Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Стандарты второго поколения/. Григорьев Д.В., Степанов П.В.. - М.: Просвещение, 2010.

14.Экологическое воспитание в начальной школе. Лободина Н.В. – Волгоград: Учитель, 2007.

15. Экологические проблемы Казахстана / И.О.Байтулин // Вестник Министерства образования и науки РК, Национальной Академии наук РК. – 2002. – №1. – С.12-17.

16. Экономика природы и человека. Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006

17. Калиев С. Воздействие ГМК на окружающую среду // Промышленность Казахстана. – 2002. - № 12. – С.12-14.

18. Состояние окружающей среды Восточно-Казахстанской области. 2001год // Экология Восточного Казахстана: проблемы и решения: Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ, 2002. с. 4-28.

19. Информация о деятельности РГП «Казгидромет» за 2008 г. для включения ее в «Национальный доклад о состоянии окружающей среды за 2008.», / Алматы, 2009.

20. Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Т.Я.Ашихминой. – М.: АГАР, 2000. – 387с.

Интернет Ресурсы:

www.bio.nature.ru- научные новости биологии.

www.edios.ru- Эйдос-центр дистанционного обучения.

http://wwwpriroda.ru- Природа: национальный портал

http://www.school-collection.edu.ru- Единая коллекция цифровых ресурсов.

http://www.fipi.ru- федеральный институт педагогических измерений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ІІ БЛОК. ПРОГРАММА КЛАССНЫХ ЧАСОВ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 5-8 КЛАССОВ «Я И ЭКОЛОГИЯ»

 

1. Общие положения

 

1. Программа классных часов по экологическому образованию для обучающихся 5-8 классов «Я и экология»  (далее – Программа) построена с учетом возрастных особенностей детей на основе планомерного и преемственного формирования и развития биологических и экологических понятий, усвоения ведущих экологических идей и научных фактов.

Программа направлена на развитие потенциальных возможностей каждого обучающегося, сохранение и укрепление здоровья, внедрение исследовательских технологий, обеспечение доступности, эффективности и нового качества экологического образования. Программа содержит описание ценностных ориентиров, характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся, а также механизмы их формирования.

Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения, укрепление в сознании каждого школьника понимания того, что человек принадлежит природе, его долг и обязанность заботиться о ней.

2. Продолжительность классных часов составляет в каждом классе 9 часов в год.

5 класс –  «Земля – наш общий дом» (9 часов);

6 класс – «Природа – прекрасный мир» (9 часов);

7 класс – «Экология – наука о доме» (9 часов);

8 класс – «Открывая горизонты» (9 часов).

3. Программа предусматривает интерактивные формы обучения: беседы, познавательные игры, викторины, экскурсии, практическую работу, наблюдение, опыт, моделирование, просмотр видеофильмов, эко-квесты, конкурсы, тренинги и другие.

 

2. Цель, задачи и ожидаемые результаты Программы

 

4. Цель Программы - формирование экологически целесообразного поведения личности школьника на природе, воспитание у обучающихся 5-8 классов любви к природе, бережного отношения к окружающему миру, обучение детей соблюдению главного правила в природе: «Не навреди!».

5. Задачи Программы:

1) формирование системы знаний об экологических факторах, адаптациях живых организмов по отношению к ним и экологических группах;

2) углубление и расширение научных знаний об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту проживания;

3) воспитание бережного отношения к природе;

4) формирование активной жизненной позиции школьников, рационального и нерационального отношения к окружающей среде;

5) ознакомление с общими экологическими законами и их применением при решении практических проблем сохранения природы родного края;

6) формирование научных представлений об основных способах сохранения природы родного края;

7) выработка устойчивых установок на практическое участие в различных экологических акциях, направленных на сохранение природы конкретной местности.

  1. Ожидаемые результаты

В результате реализации Программы обучающиеся:

1) знают:

взаимосвязь между человеком и природой;

современное экологическое состояние;

влияние антропогенного воздействия на человека;

о редких растениях и животных РК;

технику безопасности поведения на природе.

2) умеют:

искать необходимую литературу;

вести фенологические наблюдения;

применять правила изготовления кормушек и скворечников;

анализировать и оформлять результаты своей деятельности.

3) владеют навыками:

изучения окружающей природы;

усидчивости;

наблюдения;

исследовательской работы.

4) сформируют в себе:

любовь к природе, животному миру и своему здоровью;

осознание важной роли экологии в решении глобальных проблем современности;

чувство ответственности за судьбу природы своей Родины, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю.

 

3. Тематическое планирование

 

5 класс (9 часов)

«Земля – наш общий дом»

 

Месяц

Тема

Форма проведения

Количество часов

1

Сентябрь

 

Значение природной среды и природных ресурсов

Классификация природных ресурсов

Классный час -

«Живи, Земля!»

1

2

 

Октябрь

 

Экологическая культура человека – способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности

Классный час -

«Природа не прощает ошибок»

1

3

 

Ноябрь

 

Фундаментальные типы взаимодействий Гравитация, электромагнетизм

Классный час -

«Силы в природе»

1

4

 

Декабрь

 

Сезонные явления в природе

Времена года, погода и климат стран мира

Классный час -

«Это интересно! Ее величество – погода!»

1

5

Январь

Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и окружающей среде

Классный час -«Жизнь повсюду, жизнь вокруг, человек природе друг!»

1

6

Февраль

Значение топографической карты в жизни людей

Это особый вид карты,  близкий плану местности

Классный час -«Путешествие в топографию

Люби и знай свой край»

1

7

 

Март

 

Значение творчества писателей-натуралистов в формировании экологического сознания личности

Классный час -«Ребятам о зверятах»

 

1

8

 

Апрель

 

Всемирный День Земли

Формирование экологического сознания и интереса у учащихся к окружающему миру

Классный час -

«Нас много – Земля одна!»

1

9

 

Май

 

«Марш парков»

История и особенности праздника

Экологический кодекс

Классный час -

«Хочешь изменить мир к лучшему, изменись сам»

1

Итого

9

 

6 класс (9 часов)

«Природа – прекрасный мир»

 

 

Месяц

Тема

Форма провед 

ения

Количество часов

1

Сентябрь

Ключевые понятия

Определение экологии, экологические факторы

Качество жизни и среда

Единство духовного и телесного здоровья человека

Классный час -

 «Экология как наука 

Почему экологию должны изучать все?»

1

2

Октябрь

Гипотезы  возникновения жизни на Земле, её многообразие

Классный час -

«Происхождение жизни на Земле»

1

3

Ноябрь

Одомашниване диких животных и причины

Классный час -«Происхождение домашних животных»

1

4

Декабрь

Значение неправительственных организаций (ЮНЕСКО и МСОП и др.) в охране природных ресурсов

Классный час -

«Возьмемся за руки друзья…»

 

1

5

Январь

Охрана растительного и животного мира, природоохранные знания

Классный час -

«Книга жалоб природы»

1

6

Февраль

Значение комнатных растений в жизни других живых организмов, их происхождение

Классный час -

«Тайны живой природы. Знакомые незнакомцы»

1

7

Март

Лекарственные растения

Представление о целебных свойствах растений

Сокращение разнообразия лекарственных растений и ареалов произрастания

Классный час -

«Как спасти зеленую аптеку?»

1

8

Апрель

Международный День птиц

Роль птиц в природе

Воспитание заботливого отношения к пернатым друзьям

Классный час -

«Прекрасный мир птиц»

1

9

Май

Использование изображений животных и растений в геральдике как отражение их значимости в жизни общества

Классный час -

«Животные и растения в государственной символике»

 

1

 

Итого

9

 

7 класс (9 часов)

       «Экология – наука о доме»

 

 

Месяц

Тема

Форма проведения

Количество часов

1

Сентябрь

Связь человека с окружающей средой

Классный час -«Человек и природа»

1

2

Октябрь

Охрана растительного и животного мира

Классный час «Красная Книга-сигнал тревоги»

1

3

Ноябрь

Экологические проблемы и оценка

Классный час -

«Город, в котором мы живем»

1

4

Декабрь

Загрязнение планеты Мусор, его переработка, вторичное использование

Классный час -«Проблема  бытового мусора»

1

5

Январь

Экология и здоровье человека

Влияние экологической обстановки на здоровье

Классный час -«Зависимость здоровья человека от окружающей среды»

1

6

Февраль

Проблема утилизации бытовых отходов

Классный час -

 «Чистая планета начинается с меня!»

1

7

Март

Знакомство с обитателями Красной книги Казахстана

Классный час -

«Они должны жить!»

1

8

Апрель

Виды экологичесикх проблем

Классный час -

«Эта хрупкая планета»

1

9

Май

Человек – часть живой природы

Можно ли жить в гармонии с природой?

Классный час -

«Мы за чистую планету и здоровый климат планеты!»

1

Итого

9

 

 

8 класс (9 часов)

«Открывая горизонты»

 

 

Месяц

Тема

Форма проведения

Количество часов

1

 

Сентябрь

 

Что изучает экология человека

Классный час -

«Экология - путь к пониманию природы»

1

2

 

Октябрь

 

Сохранение биологического разнообразия планеты

 

 

Классный час -«Сохраним нашу планету»

1

3

 

Ноябрь

 

Альтернативные источники энергии

Классный час -«Зеленая энергетика»

1

4

 

Декабрь

 

Охрана природных комплексов

Классный час -«Зеленые жемчужины Казахстана»

1

5

 

Январь

 

Опасные природные явления

Классный час -«Чрезвычайные ситуации природного характера»

1

6

Февраль

 

Пути решения экологических проблем

Классный час -

«Мы строим город Экоград»

1

7

 

Март

 

Климат и здоровье человека

Классный час -

«Биоритмы в жизни человека» 

1

8

 

Апрель

 

Воздух и здоровье человека

Классный час  -

«Оранжерея на подоконнике»

1

9

 

Май

 

Я и природа

Классный час -

«Что надо знать, чтобы понять и сохранить Землю»

1

Итого

9

 

 

4. Содержание Программы

 

7. 5 класс. В Программе «Земля – наш общий дом» рассматривается вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и особенно охране окружающей среды и природы. Программа «Земля наш общий дом!» знакомит обучающихся с проблемами охраны окружающей среды, с учеными-экологами, экологическими датами, поможет детям обратить их внимание на угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу, формируя у обучающихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять участие в их решении. Поступки обучающихся в природе будут гуманными, заботливыми, а их отношение друг к другу уважительным.  

8. 6 класс. Программа «Природа – прекрасный мир» способствует формированию экологической культуры, ответственного и бережного отношения к природе. Обучающиеся научатся понимать взаимосвязь компонентов экологической системы, будут иметь представление о цикличности природных явлений. Содержание экологического образования не заканчивается вопросами биологической экологии или охраны природы. Школьники ознакомятся с элементами социальной экологии, валеологии, экологической безопасности.

9. 7 класс. Программа «Экология – наука о доме» познакомит школьников с увлекательным и разнообразным миром природы, экологическими понятиями: «экосистема», «методы экологических исследований», экологические «законы», методы исследования окружающей среды. У школьников сформируется активная экологическая позиция по охране окружающей среды. Обучающиеся будут ответственно относиться ко всему живому, ознакомятся с такими понятиями как промышленные отходы, сакральные места, экологически эстетическое поведение.

10. 8 класс. Программа «Открывая горизонты» направлена на развитие экологической культуры школьников, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно и ответственно относящейся к богатствам природы, владеющей навыками экологически и нравственно обоснованного поведения на природе и социальной среде.

 

 

5. Список литературы

 

1. Окружающая среда. Энциклопедический словарь-справочник. - М., 1993 - 640 с.

2. Цветы в вашем доме. Агеева Г.А., Лаврова К.Г. - Петрозаводск., 1992. -174 с.

3. Практикум по экологии. Алексеев С.В. и др. - М., 1996. - 192 с.

4. Экология. Алексеев С.В. - С/П., 1999. - 240 с.

5. Атлас комнатных растений. - М., 2005. - 432 с.;

6. Школьный экологический мониторинг. Ашихмина Т.Я. -М.,2000.-388 с.

7. Путешествие с домашними растениями. Верзилин Н.М., М., 1951.348 с.

8. Особенности экологического образования молодежи в Республике Казахстан. Нургабылова А.Ш. ж. «Наука об образовании».

9. «Экология» учебник для 9 класса. А. Бейсенова, Ж. Шилдебаев Алматы: Мектеп, 2005.

10. Цветы в комнате и на балконе. Тавлинова Г.К. - Л.,1982. -192 с.

11. «Биология» учебник для 9 класса. М.К. Гильманов, Л.У. Абшенова, А.Р. СоловьеваАлматы: Атамұра, 2005.

12. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Стандарты второго поколения/. Григорьев Д.В., Степанов П.В.. - М.: Просвещение, 2010.

13. Экологические проблемы Казахстана / И.О. Байтулин // Вестник Министерства образования и науки РК, Национальной Академии наук РК. – 2002. – №1. – С.12-17.

14. Экономика природы и человека. Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006 г.

15. Воздействие ГМК на окружающую среду // Промышленность Казахстана. Калиев С.– 2002. - № 12. – С.12-14.

16. Состояние окружающей среды Восточно-Казахстанской области. 2001год // Экология Восточного Казахстана: проблемы и решения: Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ, 2002. с. 4-28.

17. Информация о деятельности РГП «Казгидромет» за 2008 г. для включения ее в «Национальный доклад о состоянии окружающей среды за 2008.», / Алматы, 2009.

18. Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Т.Я.Ашихминой. – М.: АГАР, 2000. – 387с.

Интернет Ресурсы:

www.bio.nature.ru- научные новости биологии.

  • - Эйдос-центр дистанционного обучения.

http://wwwpriroda.ru- Природа: национальный портал

http://www.school-collection.edu.ru- Единая коллекция цифровых ресурсов.

http://www.fipi.ru- федеральный институт педагогических измерений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ІІІ БЛОК. ПРОГРАММА КЛАССНЫХ ЧАСОВ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

9-11 КЛАССОВ «ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ»

 

1. Общие положения

 

1. Программа классных часов по экологическому образованию для обучающихся 9-11 классов «Экология и здоровье человека» (далее – Программа)  разработана на основе интеграции различных областей знаний (естественно-научных, гуманитарных, обществоведческих) и направлена на создание условий для формирования ценностного отношения школьников к природе, ее целостного восприятия, для воспитания экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

Программа для старших классов отличается более высокой степенью научности. Учащиеся должны хорошо понимать взаимосвязь явлений в природе и прогнозировать изменения окружающей среды под влиянием деятельности человека. Для формирования важнейших понятий используется обширная доказательная база, которую можно почерпнуть из различных источников. Такой подход укрепляет связь обучения с жизнью. Огромное значение для экологического обучения старшеклассников имеет включение вопросов экологического права. Знание этих вопросов поможет учащимся занимать более активную и конструктивную позицию по отношению к различным нарушениям экологического законодательства.

Современная экология как пограничная дисциплина объединяет знания многих смежных наук, в связи с чем оказывает синергетический эффект в развитии человеческого сознания. В содержание программы включены темы из общей экологии, социальной экологии, охраны природы. В связи с тем, что современная экология приобрела огромное ценностное значение, а также существенно влияет на политические процессы человеческого общества, в данном курсе рассматриваются вопросы экологической этики, культурологические аспекты экологии и экологического права.

2. Продолжительность классных часов составляет в каждом классе 9 часов в год.

          9 класс –  «Место человека в экосистеме» (9 часов);

10 класс – «Защита природы - дело каждого из нас» (9 часов);

11 класс – «Экологические проблемы человечества» (9 часов).

3. На занятиях данного курса рекомендуется использовать продуктивные методы и приёмы обучения с включением элементов дискуссии, проблемных вопросов и других с целью вовлечения учащихся в активный процесс познания. Большое значение имеет применение наглядности в различных формах (видео, фото, опыты и т.д.). Для получения положительных результатов большое значение имеет оперативная обратная связь.

 

 

2. Цель, задачи и ожидаемые результаты Программы

 

4. Цель Программы - формирование у учащихся правильного экологического мировоззрения, как составной части казахстанского патриотизма.

5. Задачи Программы:

1) обучение ответственному отношению к природному и культурному достоянию Республики Казахстан;

2) формирование важнейших экологических понятий, основанных на достижениях современной науки;

3)  воспитание всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с природой;

4) воспитание нетерпимости к любым нарушениям экологической этики;

5) формирование у учащихся активной созидательной позиции по отношению к окружающей среде через усвоение основ экологического права;

6) воспитание потребностей, мотивов, побуждений поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды;

7) формирование стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

6.  Ожидаемые результаты

Обучающиеся старших классов будут объективно воспринимать процессы, протекающие в окружающей среде и правильно оценивать вклад в эти процессы человеческого общества. Будут позитивно чувствовать и мыслить, определяя собственное отношение к происходящим экологическим событиям. Смогут находить верное решение экологических проблем местного и регионального уровня, применять знания экологических закономерностей в своей практической деятельности, связанной с пользованием ресурсами и воздействием на окружающую среду.

 

3. Тематическое планирование

 

9 класс (9 часов)

«Место человека в экосистеме»

 

Месяц

Тема

Форма проведения

Количество часов

1

 

Сентябрь

 

Взаимосвязь природы и жизнедеятельности человека

Классный час -

«Человек - дитя природы»

1

2

 

Октябрь

 

Воздействие загрязнения окружающей среды на здоровье человека

Классный час -

«Если хочешь быть здоров, береги природу»

1

3

 

Ноябрь

 

Вредные вещества и их воздействие на человека

Классный час -

«Пищевые добавки» – вкусно или вредно?»

1

4

 

Декабрь

 

Влияние современной хозяйственной деятельности общества на биосферу

Классный час -

«Человек и природа»

1

5

 

Январь

 

Исследование экологически не благополучных районов и объектов, их описание, выработка рекомендаций по их устранению

Классный час -
«Экологические проблемы региона и пути их разрешения»

 

 

1

6

Февраль

 

 

Экология города (села

Техносфера

Классный час -

«Техносфера, как основной источник опасности в современном мире»

1

7

 

Март

 

Общественное экологическое движение

Классный час -

«Общественные экологические движения как показатель формирования гражданского общества»

1

8

 

Апрель

 

«Отходы производства» понятие устаревшее и экологически не приемлемое для 21 века

Классный час -

«Безотходное производство – это забота об экологии»

1

9

 

Май

 

Защита природы – дело каждого

Классный час -

«Кто, если не я!»

1

Итого

9

 

 

 

 

 

 

10 класс (9 часов)

«Защита природы - дело каждого из нас»

 

 

Месяц

Тема

Форма проведения

Количество часов

1

Сентябрь

Влияние экологических знаний меняют наш образ жизни

Классный час -

«Влияние экологических знаний на образ жизни человека»

1

2

Октябрь

Отношения между организмами в экосистеме

Классный час -

«Экологическая ниша»

1

3

Ноябрь

Прикладная экология Экологические функции леса

Классный час -

«Лес - легкие планеты»

1

4

Декабрь

Почвы Казахстана Гумус

Поддержание плодородия почвы

Классный час -

«Почему почва разноцветная?»

1

5

Январь

Глобальные изменения климата

Причины и следствия таяния ледников

Классный час -

«Приговор ледникам Как исчезает ледниковый покров»

1

6

Февраль

Биотерритории Экологический мониторинг

Классный час -

«Темные пятна мониторинга
качества окружающей среды»

1

7

Март

Основные принципы охраны природы

Классный час -

«Забота об экологии начинается с каждого конкретного человека»

1

8

Апрель

Экологическая профориентация

Классный час -

«Егерь – охранник природы»

1

9

Май

Важность акций в экологическом воспитании

Классный час -

«Это можем даже мы!»

1

 

Итого

9

 

 

11 класс (9 часов)

«Экологические проблемы человечества»

 

 

Месяц

Тема

Форма проведения

Количество

часов

1

Сентябрь

Экология - как аккумулятор всех наук

Классный час -

«Связь экологии с другими науками»

1

2

Октябрь

Основные факторы, способствующие деградации и уничтожению природной среды.

Классный час -

«Экологические проблемы региона и пути их разрешения»

1

3

Ноябрь

Мировая проблема – Каспий
Конвенция о правовом статусе Каспийского моря

Классный час -                      «Каспийский экономический союз  Каспий - море дружбы»

1

4

Декабрь

Загрязнение атмосферного воздуха транспортом

Классный час -

«Транспорт как источник экологических проблем»

1

5

Январь

Экономика и экология: управление эколого-экономическими системами в условиях устойчивого развития

Классный час -

«Формирова­ние экологичной экономики»

 

1

6

Февраль

Угроза глобальных антропогенных изменений в окружающей среде Стихийные бедствия (цунами, наводнения, циклоны, смерчи и торнадо)

Классный час -

«Под ударом стихии»

1

7

Март

Современные экологические проблемы
демографии
Демографический взрыв Демографический кризис Демографическая обстановка в Казахстане

Классный час -

«Быть или не быть? Вот в чем вопрос. Плюсы и минусы демографии»

1

8

Апрель

Мировая сеть охраняемых природных территорий и каркас биосферной устойчивости

Классный час -

«От единства земли к единству цивилизации»

1

9

Май

Будущее цивилизации зависит от каждого из нас

Классный час -«Экожизнь! Это модно»

1

Итого

9

 

 

 

4. Содержание Программы

 

7. 9 класс. Программа «Место человека в экосистеме» раскрывает экологические основы формирования и поддержания экосистемы, понимание значения круговорота в природе, ряд вопросов об окружающей среде человека, животных и растениях. Особое внимание уделяется положению человека в природе, как одного из ее компонентов и как глобального комплексного экологического фактора.

У  школьников  развиваются способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, поддерживать интерес к изучению объектов и явлений природы, навыки самостоятельной исследовательской деятельности; формируются навыки бережного отношения к объектам природы, совершенствованию коммуникативных способностей; повышается интерес к обьектам природы, желание помогать и заботиться о птицах и домашних питомцах, стремление следовать правилам на природе и в обществе.

В программе отражены санитарно-гигиенические, психологические и педагогические аспекты экологии человека. С позиций комплексного междисциплинированного подхода рассматривается сущность понятия «здоровый образ жизни» путем формирования правильного отношения молодежи к своему здоровью.

Программа направлена на повышение активности и интереса обучающихся к  обсуждению экологических вопросов, решению простейших экологических задач.

8. 10 класс. Программа «Защита природы – дело каждого из нас» углубляет знания об экологии, освещает более глубокие законы и принципы построения Вселенной. Обучение школьников опирается на полученные знания по биологии, географии, физике.

Программа направлена на развитие знаний, умений, навыков экологически целесообразного поведения, этических норм и принципов отношения к окружающей природной среде. Обучающиеся вовлекаются в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды, изучают вопросы экологической этики, культурологические аспекты экологии и экологического права, знакомятся с богатым растительным и животным миром Казахстана, знакомятся с научными методами исследования (сбор информации, сопоставление фактов, анализ, выдвижение гипотез, подготовка выводов и заключений). Проведение исследований и наблюдений развивает интеллектуальные и творческие способности старшеклассников, формирует коллективизм и позитивное ценностное отношение к живой природе, культуре поведения на природе. В программе нашли отражение идеи, направленные на создание у учащихся целостного представления о том, что природа является местообитанием человека и источником всех благ, необходимых ему для жизни и производственной деятельности.

Обучающиеся познакомятся с экологической культурой номадов, изучат основы законодательного права охраны окружающей среды, получат профориентационные знания о специальностях, связанных с экологией.  

9. 11 класс. Программа «Экологические проблемы человечества» расширяет понимание взаимосвязи законов природы и деятельности человека и  рассчитана на учащихся старших классов, базируется на уже имеющихся знаниях по экологии, полученных в среднем звене обучения, а также расширяет программу по географии и экологии. Система классных часов сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации, знанию основных экологических принципов и правил, способствующих формированию ответственного отношения личности к природе.

Программа направлена на осознание школьниками необходимости бережного отношения к использованию водных и земельных ресурсов, зелёных насаждений и охраняемых природных территорий; формирование личной ответственности перед обществом за восстановление и сохранение благоприятной окружающей среды, осознанное выполнение экологических правил и требований. Программа рассматривает вопросы экологической этики, культурологические аспекты экологии и экологического права.

10. На классных часах рекомендуется использовать словесные, наглядные, практические методы, диспуты, дебаты, виртуальные экскурсии, викторины, деловые игры и др.

 

 

5. Список литературы

 

1. Живое вещество и биосфера. Вернадский В.И. М.: Наука, 1994.

2. Экология. Одум Ю. В 2-х т. - М.: Мир, 1986.

3. Экология: Теория, законы, правила, принципы и гипотезы. Реймерс Н.Ф. М.: Россия молодая, 1994.

4. Обшая экология: учебное пособие / А.Б. Бигалиев.- Изд. второе, перераб. и доп.- Алматы: NURPRESS, 2011

5. Общаяэкология. Чернова Н.М., Былова А.М. - М.: Дрофа, 2004

6. Общая экология: учебник. / Колесников С. И. М.:КноРус, 2021 г.

7. Общая экология: учебник / А.С.Степановских. – 2-е изд., доп. и перераб. – Москва: Юнити, 2015.

8. Общая экология человека: учебник / Б. Б. Прохоров, М. В. Черковец. - М.: ИНФРА-М, 2016.

9. Популяционная экология. Гиляров А.М. - М.: изд. МГУ, 1990

10. Охрана окружающей среды: учебник для студ. Учреждений высш. проф. образования / [Я.Д. Вишняков, П.В. Зозуля, А.В. Зозуля, С.П. Киселева]; под ред.Я.Д. Вишнякова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2013.

11. Экология и охрана окружающей среды: учебник / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. – М.: КноРус, 2013

12. Экология и охрана окружающей среды: учебник / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. – М.: КноРус, 2013

13. 200 вопроров и осветов по охране природы / Р.Б. Байсалов, Л.В. Ильяшенко - Алма-Ата: Кайнар, 1987.

14. Экологические проблемы Казахстана / И.О.Байтулин // Вестник Министерства образования и науки РК, Национальной Академии наук РК. – 2002. – №1.

15. Семипалатинский полигон. Бозтаев К.Б.  /Семипалатинск, 1992

16. Синдром Кайнара. Бозтаев К.Б.  /Семипалатинск, 1996

17. Аральская катастрофа: Дневник экспедиции: (С отступлениями и коммент.). Резниченко Г И. М.: Новости, 1992.

18. Окружаюший мир. Экология: методическое руководство / А.Е. Манкеш.- Алматы: Алматы, Кітап, 2003.-

19. Экология человека. Прохоров Б. Б.  - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2011

20. Актуальные проблемы экологического права. Боголюбов, С. А. - М.: Юрайт, 2011

21. Экологическое право. Бринчук, М. М.  - М.; Воронеж: [б. и.], 2011.

22. Экологические основы природопользования. Трушина, Т. П.  - 6-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2010

23. Миропонимание и экоэтика XXI века. Наука — Философия — Религия. В.Н.Волченко М.: Изд-во Возрождение, 2007.

24. Этика экологической ответственности. Сычев А. А. М.: Альфа-М Издательский Дом, 2014.

25. Экологическая этика. В кн.: Терминологический словарь (тезаурус). Гуманитарная биология. М.: Изд-во МГУ, 2009.

26. Этика и экология. Под ред. Р. Г. Апресяна. Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2010.

27. Экологическая этика: учебное пособие. / А. А. Сычев, Е. А. Коваль, А.Ю.Гусева. — СПб, «Эйдос», 2014.

28. Кочевая цивилизация казахов: основы жизнедеятельности номадного общества. Алматы «Социнвест», Масанов Н.Э. — Москва «Горизонт», 1995.

29. Экологические аспекты этногенеза кочевников Казахстана. Масанов Н. Э. // Этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий. — Омск, 1984.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТЗЫВ

на программу классных часов по экологическому образованию

для обучающихся 1-11 классов

 

На современном этапе перед человечеством стоит нелегкая задача — осуществить кардинальные изменения в сознании каждого человека, сформулировать и добровольно принять ограничения и запреты, диктуемые законами развития биосферы. Это требует, в свою очередь, изменения многих стереотипов в поведении людей, механизмах экономики и социального развития. Принятие обществом идей устойчивого развития возможно только через систему образования и просвещения. Именно эта сфера деятельности способна изменить массовое сознание людей, ориентируя его на сохранение природных и культурных ценностей. Данная программа классных часов по экологическому образованию для обучающихся 1-11 классов представляет собой программу, преподавание которой связано как с получением знаний и навыков, так и с переосмыслением мировоззренческих, культурных ориентиров обучающихся,  становлением целостной деятельной личности.

Программа классных часов по экологическому образованию для обучающихся 1-11 классов затрагивает актуальную проблему экологического образования, которое является одним из приоритетных инновационных направлений развития всей системы обучения. Наступил период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом – экологизацией учебного процесса, всех составляющих учебно-воспитательной работы. Цель данной программы – формирование целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через внеклассную деятельность обучающихся. В данной программе изложены научные основы охраны среды обитания человека: основные законы экологии, учение о биосфере, принципы рационального природопользования, а также экологические аспекты устойчивого развития государства. Рассматриваются основные закономерности функционирования природных систем различного уровня (от популяций и элементарных экосистем до биосферы), факторы, определяющие их устойчивость, продуктивность. Большое внимание уделено защите атмосферы, гидросферы и литосферы от загрязнения, при этом сделан акцент на эколого-правовой инструментарий охраны природы. Рассмотрены вопросы экологии урбанизированных территорий, даны рекомендации по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, снижению ущерба от них. Историческое развитие экологической культуры человека, понятие духовного мира человека, формирование экологического сознания являются важными разделами в учебном пособии. Показана культура общества как совокупность знаний, умений и навыков, представлений, образов и идеалов, материализованных и идеальных ценностей, потребностей и интересов людей к окружающей среде. Поэтому данное учебное пособие позволяет приобрести экологическое сознание, сформировать экологическую культуру Материал программы подобран таким образом, что происходит движение от простого к сложному, включает в себя в основном новые знания, не содержащиеся в базовых программах, но необходимые для последующей жизни.

Особое внимание на классных часах  необходимо уделять познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Необходимj включать в обучение больше  практической направленности для  формирования навыков  работы с дополнительной литературой, умением  анализировать и отстаивать свое мнение. Программа должна проводиться в виде: беседы, обсуждения проблемных ситуаций, эвристических дискуссии, защиты проектов, рефератов, экскурсий и практических занятий.

Разработанная учебная программа имеет четкую структуру и включает

пояснительную записку, тематическое планирование, содержание, методические рекомендации к изучению разделов и тем, список литературы. Содержание разделов и тем пропорционально сложности рассматриваемого вопроса, выстроено в логике учебных программ и соответствует возрастным особенностям обучающихся.

Представленная программа классных часов по экологическому образованию для обучающихся 1-11 классов по своим теоретическим и педагогическим основам характеризуется новизной и оригинальностью, соответствует существующим требованиям в сфере экологии, и может быть рекомендована для школ, гимназии и лицеев 1-11 классов.

Программа предназначена для учителей  и всех интересующихся проблемами сложных взаимоотношений человеческого общества и природы и  рекомендуется к внедрению в учебный процесс школы.

 

 

                                                                

К.п.н., профессор кафедры биологии

Казахского национального педагогического

университета им.Абая         

 

 

 

                  Избасарова Р.Ш.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отзыв

 на программу классных часов по экологическому образованию

для учащихся 1-11 классов

 

Программа классных часов по экологическому образованию построена таким образом, что охватывает образование учащихся с 1 по 11 классы, учитывает   все возрастные и психологические особенности младших школьников, учащихся среднего звена и старшеклассников.

 Таким образом, обеспечивается не только преемственность, но и последовательность обучения. Помимо получения экологических знаний, учащимся обеспечивается привитие любви и бережного отношения к живой природе и окружающему миру.

В то же время, данная программа не является повтором курса естествознания или природоведения. В ней грамотно и четко прослеживается продуманность и большое разнообразие форм проведения классных часов, где ребята будут самыми активными участниками процесса обучения и воспитания.

Таким образом, получается прекрасное дополнение к общему образованию и воспитанию личностей, которые смогут не только любить и уважать живую природу, но и нести за нее ответственность.

Разработанная программа по экологическому воспитанию составлена и оформлена в соответствии с требованиями к учебным программам, четко определены цели, задачи, формы работы, а также актуальность.

 

Куприй Светлана Алексеевна, соавтор учебника «Биология» для 11 класса издательства «Алматы кітап», учитель биологии УО «Новая школа», педагог-исследователь

 

Просмотров: 1881


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст